Под своды Сергиева храма
стекался с верою народ
В 9 верстах от Ливен
находится старинное село Сергиевка. Когда-то оно называлось Голицыно, по имени
князя, имевшего здесь свою вотчину. Потом село переименовали в честь храма
святого Сергия, построенного в ХIХ
веке на исторической Муравской дороге, которая вблизи села делала поворот к
мосту через реку Кшень. Сооружение из красного кирпича хорошо видно с расстояния
6 километров по направлению к селу от города Ливны, и за 12 км при движении с
противоположной стороны. До середины 30-х годов прошлого века проходили в нем
службы. Потом повсеместно начались гонения на церковь. Храм закрыли. Последнего
священника сослали в Сибирь. В 90-е годы
исследованием региональных особенностей застройки и планировки исторических
городов и населенных мест в Орловской области в целях их сохранения и учета
занимался центральный научно-исследовательский и проектный институт по
градостроительству.
Архитекторы включили Сергиевскую церковь в перечень «первоочередно предлагаемых
к охране памятников истории и культуры» в числе 14 культовых объектов Ливенского района. За прошедшие 12 лет
отреставрирована церковь в селе Мезенцево, открылся храм в Троицком, построен
храм в селе Успенское, строится в Речице. Ждет своего часа и Сергиевский храм.
Жители села тоже надеются, что придет тот день, когда и под сводами старинного
сельского храма возобновятся церковные службы.
Хрупкая с виду женщина, в рабочем
халате и с платочком на голове, кладовщица Мария открыла нам ворота
церковного здания. Сегодня она единственная хранительница бывшей
сельской обители. После войны
помещение было передано под зерновой склад, да так под ним и
осталось. К осени церковный закром наполняется урожаем. В течение
года зерно постепенно расходуется на различные нужды. Тем более, что
в пристройке оборудована мельница, и часть золотого запаса уходит по
транспортеру на помол. Местная жительница, Мария Чернышева работает
здесь несколько лет, принимает в сезон зерно, убранное с полей, и
ведет учет. Она не очень много знает об истории храма, но продолжает
в меру сил заботиться о его сохранности. И
молиться, чтобы Божья благодать не оставляла свои чада. Каждый день
я прихожу сюда, и прошу у Бога прощения, признается она. В
праздничные дни зажигаю свечи. Самодельный металлический подсвечник
сделали по моей просьбе мужчины. Песочку в него насыпала, чтобы
свечи стояли. И ангелочка мне еще дали, сюда поместила. Было
мне в жизни больно тяжело, поделилась она. Просила о помощи в
скорби своей. И Господь не оставляет, и в жизни помогает, и в
работе. Случается, что приходят поклониться церковной святыне и
другие сельские жительницы. Те, что переехали в город или другие
села, приезжают на погост, что рядом с храмом, помянуть усопших, и в
храм заглядывают по старой памяти. Много лет прошло, но не истерлись
в людских воспоминаниях минувшие события. Лучше нашего храма в
округе не было, говорит пенсионерка Мария Павловна Говорова,
бывшая учительница начальных классов Сергиевской сельской школы.
Колокольный звон далеко разносился. И шел сюда народ. Взбирались по
высоким ступеням, входили с трепетом. Красив был храм и снаружи, и
внутри. Все стены расписаны. Изображения святых блестели. То ли
краска такая необычная была, то ли мыли стены? Люстра большая под
куполом. А звук какой! Хор запоет, во всех уголках храма слышно
отлично. Слушаешь, сердце трепышется. Сам бы поднялся и улетел! С
матерью пойдем, так всю службу простоим, а когда с девчонками
приходили, старались еще и обновки на деревенских красотках получше
разглядеть. Они всегда в центре храма становились. Одевались как! В
шелковых платьях, шарфах. Подойдешь поближе, чтобы ткань пощупать. В
притворе больше старушки стояли, детишки. А потом бегали в догонялки
по церковному двору, по траве зеленой, между деревьев.
В последние годы служил в храме отец Василий Теряев. Жили они с
матушкой Анной по соседству, держали много птицы, но прислуги не
было, ухаживали за хозяйством сами. У прихожан пользовались
уважением. Батюшка видный был, красивый. Хоть и женатым считался, но
знали деревенские, что вел монашеский образ жизни. Когда храм
закрыли, батюшку власти в Сибирь сослали. Оттуда пришел пешком, и
здоровье, и красоту утратил. Порой в пляс пускался, песни начинал
петь. Видно, сильно тряхнула его судьба, если разум не всегда
повиновался. Жилище его растащили, скитался по хатам. На дому детей
крестил, потому, как храма не было. А народ верующий к нему
обращался, таким остался священник в памяти многих Сергиевских
жителей. Помнят здесь и хористов. Наши – самые лучшие певчие
были. Руководил хором Иван Андреевич Амелин. О-о-о, какой был!
Наталья Амелина в хоре пела, Настя Заслонкина, Нюраша… Все они
родственниками
были. За годы, что храм бездействует, приноровились Сергиевцы в
город на службы ездить, но в глубине души таят все же надежду, что
храм восстановят. Может, и вправду восстановят? - задаются
вопросом и старожилы, и молодые. Госплемзавод в области на
виду, славится производством. Неужто церковь сделать не можем? И
былой авторитет ей вернуть? Кстати, здание достаточно успешно
выдержало проверку временем. Оказалась крепка кирпичная кладка,
которая, по деревенским слухам, вовсе не простая, а с использованием
яичных желтков. Старые мастера на совесть заботились о прочности
сооружения, строили, как говорится, «на века». Здание церкви
крестообразной формы. По свидетельству старожилов села, оно состоит
из двух частей: старой и новой церкви, которая строилась позднее,
предположительно, в начале ХХ века. В помещении два яруса арочных
окон, которые теперь наглухо заложены камнями. Отчего внутри здания
абсолютно нет дневного света, разве что он проникает тонкими
струйками через щели ворот и между каменной кладкой, где искрошился
бетонный раствор. Электричество включают, когда начинается работа
мельницы и транспортера, оборудованного в центральной части бывшего
храма. А в притворе, по словам Марии, темно всегда.
С этим помещением связана небезынтересная легенда. Трудилась на
мельнице женщина со своим братом, у которого не было руки. Она
насыпала зерно, а он молол. И вдруг показалось ей однажды, будто
кто-то стоит за спиной. Один, другой раз. И это чувство не покидало
работницу. «Божья Матерь стояла», - поделилась она своим
откровением. Но и работать больше в храме не стала. А
потом и вовсе волей судьбы переехала на другое место жительства.
На стенах сохранились цветные фрески. Это сюжеты на
библейские темы. Над входом в алтарь большое
изображение из Жития Преподобного Сергия Радонежского - явление ему
Божьей Матери с апостолами: коленопреклоненный избранник перед
образом Пресвятой Богородицы. Справа от входа – еще один узнаваемый
образ - Богоприимец Сименон, на противоположной стороне от входа
изображены святые мученицы: Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Как утверждают православные писания, «живя на земле, они угодили
Богу своей праведной жизнью». И принадлежат к особо почитаемым
святым. А как считают сельские верующие, это редкое изображение: в
немногих храмах оно встречается, такого нет даже в Ливенском храме.
Неизвестный художник талантливо изобразил кистью простые открытые
женские лики, больше похожие на лица крестьянок, нежели святых. Он
использовал неяркие краски и в одеждах христианских праведников. Все
храмовые изображения выдержаны в одном стиле. Будто простые люди
смотрят на нас в облачениях тех давних веков, когда Сын Божий пришел
на землю, чтобы спасти грешный род человеческий. «Русский
православный народ искони выражал свое благочестие в преданности к
храмам Божьим. Эту черту обнаруживают и обитатели Ливенского уезда,
- писал Гавриил Пясецкий в книге «Исторические очерки города Ливны и
его уезда». Как видим, память неизгладима. И если народная память
подвигнет на созидание, разве не возрадуется вновь каждый
благочестивый селянин, если зазвучит в округе колокольный звон с
призывом к миру, добру и просветлению душ.
ФОТО Евгения Репина
|