герб города

  

На главную

Под своды Сергиева храма стекался с верою народ 

В 9 верстах от Ливен находится старинное село Сергиевка. Когда-то оно называлось Голицыно, по имени князя, имевшего здесь свою вотчину. Потом село переименовали в честь храма святого Сергия, построенного в ХIХ веке на исторической Муравской дороге, которая вблизи села делала поворот к мосту через реку Кшень. Сооружение из красного кирпича хорошо видно с расстояния 6 километров по направлению к селу от города Ливны, и за 12 км при движении с противоположной стороны. До середины 30-х годов прошлого века проходили в нем службы. Потом повсеместно начались гонения на церковь. Храм закрыли. Последнего священника сослали в Сибирь. В 90-е годы исследованием региональных особенностей застройки и планировки исторических городов и населенных мест в Орловской области в целях их сохранения и учета занимался центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству. Архитекторы включили Сергиевскую церковь в перечень «первоочередно предлагаемых к охране памятников истории и культуры» в числе 14 культовых объектов Ливенского района. За прошедшие 12 лет отреставрирована церковь в селе Мезенцево, открылся храм в  Троицком, построен храм в селе Успенское, строится в Речице. Ждет своего часа и Сергиевский храм.  Жители  села  тоже надеются, что придет тот день, когда и под сводами старинного сельского храма    возобновятся церковные службы.

Хрупкая с виду женщина, в рабочем халате и с платочком на голове, кладовщица Мария открыла нам ворота церковного здания. Сегодня она единственная хранительница бывшей сельской обители. После войны помещение было передано под зерновой склад, да так под ним и осталось. К осени церковный закром наполняется урожаем. В течение года зерно постепенно расходуется на различные нужды. Тем более, что в пристройке оборудована мельница, и часть золотого запаса уходит по транспортеру на помол. Местная жительница, Мария Чернышева работает здесь несколько лет, принимает в сезон зерно, убранное с полей, и ведет учет. Она не очень много знает об истории храма, но продолжает в меру сил заботиться о его сохранности.     И молиться, чтобы Божья благодать не оставляла свои чада. Каждый день я прихожу сюда, и прошу у Бога прощения, признается она.  В праздничные дни зажигаю свечи. Самодельный металлический подсвечник сделали по моей просьбе мужчины. Песочку в него насыпала, чтобы свечи стояли. И ангелочка мне еще дали, сюда поместила.  Было мне в жизни больно тяжело,  поделилась она. Просила о помощи в скорби своей. И Господь не оставляет, и в жизни помогает, и в работе.  Случается, что приходят поклониться церковной святыне и другие сельские жительницы. Те, что переехали в город или другие села, приезжают на погост, что рядом с храмом, помянуть усопших, и в храм заглядывают по старой памяти. Много лет прошло, но не истерлись в людских воспоминаниях минувшие события.  Лучше нашего храма в округе не было,   говорит пенсионерка Мария Павловна Говорова, бывшая учительница начальных классов Сергиевской сельской школы. Колокольный звон далеко разносился. И шел сюда народ. Взбирались по высоким ступеням, входили с трепетом. Красив был храм и снаружи, и внутри. Все стены расписаны. Изображения святых блестели. То ли краска такая необычная была, то ли мыли стены? Люстра большая под куполом. А звук какой! Хор запоет, во всех уголках храма слышно отлично. Слушаешь, сердце трепышется. Сам бы поднялся и улетел! С матерью пойдем, так всю службу простоим, а когда с девчонками приходили, старались еще и обновки на деревенских красотках получше разглядеть. Они всегда в центре храма становились. Одевались как! В шелковых платьях, шарфах. Подойдешь поближе, чтобы ткань пощупать. В притворе больше старушки стояли, детишки. А потом бегали в догонялки по церковному двору, по траве зеленой, между деревьев.            В последние годы служил в храме отец Василий Теряев. Жили они с матушкой Анной по соседству, держали много птицы, но прислуги не было, ухаживали за хозяйством сами. У прихожан пользовались уважением. Батюшка видный был, красивый. Хоть и женатым считался, но знали деревенские, что вел монашеский образ жизни. Когда храм закрыли, батюшку власти в Сибирь сослали. Оттуда пришел пешком, и здоровье, и красоту утратил. Порой в пляс пускался, песни начинал петь. Видно, сильно тряхнула его судьба, если разум не всегда повиновался. Жилище его растащили, скитался по хатам. На дому детей крестил, потому, как храма не было. А народ верующий к нему обращался, таким остался священник в памяти многих Сергиевских жителей. Помнят здесь и хористов.  Наши – самые лучшие певчие были. Руководил хором Иван Андреевич Амелин. О-о-о, какой был! Наталья Амелина в хоре пела, Настя Заслонкина, Нюраша… Все они родственниками были. За годы, что храм бездействует, приноровились Сергиевцы в город на службы ездить, но в глубине души таят все же надежду, что храм восстановят.  Может, и вправду восстановят? - задаются вопросом и старожилы, и молодые.  Госплемзавод в области на виду, славится производством. Неужто церковь сделать не можем? И былой авторитет ей вернуть? Кстати, здание достаточно успешно выдержало проверку временем.  Оказалась крепка кирпичная кладка, которая, по деревенским слухам, вовсе не простая, а с использованием яичных желтков. Старые мастера на совесть заботились о прочности сооружения, строили, как говорится, «на века».  Здание церкви крестообразной формы. По свидетельству старожилов села,  оно состоит из двух частей: старой и новой церкви, которая строилась позднее, предположительно, в начале ХХ века. В помещении два яруса арочных окон, которые теперь наглухо заложены камнями. Отчего внутри здания абсолютно нет дневного света, разве что он проникает тонкими струйками через щели ворот и между каменной кладкой, где искрошился бетонный раствор. Электричество включают, когда начинается работа мельницы и транспортера, оборудованного в центральной части бывшего храма. А в притворе, по словам Марии, темно всегда.                                                                                                                                          С этим помещением связана небезынтересная легенда. Трудилась на мельнице женщина со своим братом, у которого не было руки. Она насыпала зерно, а он молол. И вдруг показалось ей однажды, будто кто-то стоит за спиной. Один, другой раз. И это чувство не покидало работницу. «Божья Матерь стояла», - поделилась она своим откровением. Но и работать больше в храме не стала. А потом и вовсе волей судьбы переехала на другое место жительства.                                                                           На стенах сохранились цветные фрески. Это сюжеты на библейские темы. Над входом в алтарь большое изображение из Жития Преподобного Сергия Радонежского - явление ему Божьей Матери с апостолами: коленопреклоненный избранник перед образом Пресвятой Богородицы. Справа от входа – еще один узнаваемый образ - Богоприимец Сименон, на противоположной стороне от входа изображены святые мученицы: Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Как утверждают православные писания, «живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью». И принадлежат к особо почитаемым святым. А как считают сельские верующие, это редкое изображение: в немногих храмах оно встречается, такого нет даже в Ливенском храме. Неизвестный художник талантливо изобразил  кистью простые открытые женские лики, больше похожие на лица крестьянок, нежели святых. Он использовал неяркие краски и в одеждах христианских праведников. Все храмовые изображения выдержаны в одном стиле. Будто простые люди смотрят на нас в облачениях тех давних веков, когда Сын Божий пришел на землю, чтобы спасти грешный род человеческий. «Русский православный народ искони выражал  свое благочестие в преданности к храмам Божьим. Эту черту обнаруживают и обитатели Ливенского уезда, - писал Гавриил Пясецкий в книге «Исторические очерки города Ливны и его уезда». Как видим, память неизгладима. И если народная память подвигнет на созидание, разве не возрадуется вновь каждый благочестивый селянин, если зазвучит в округе колокольный звон с призывом к миру, добру и просветлению душ.

ФОТО Евгения Репина